"... верит в принципы ангсоца, чтит Старшего Брата, радуется победам, ненавидит мыслепреступников не только искренне, но рьяно и неутомимо..."
Всё время возникает - в последнее время при массовом проклинании двух громких статей, Шендеровича и Солонина, - эта тема: можно ли сравнивать их фашизм и наше не вполне праведное государство? Дело даже не в деталях (уподобил Шендерович русскую фигуристку Хансу Вельке или не уподобил), а в само́м этом "да как они смеют сравнивать! это опорочивает память жертв фашизма!". Даже евреи рвут на себе рубаху и требуют, чтобы Шендерович извинился.
Однажды некто написал: "Страна Х - не ЮАР, я хорошо это знаю. И не нацистская Германия - это я тоже заявляю с полной ответственностью. Может показаться, что эти два утверждения не являются особенно сенсационными. Но удивительно, как часто они или им подобные используются в качестве возражений на обвинения в расизме. "Дела не так плохи, - говорят нам, - вы преувеличиваете, вы позволяете себе необоснованные обвинения, у вас паранойя." Я согласен, у нас нет паспортного закона, как в ЮАР. Межрасовые браки не запрещены. И Освенцима у нас тоже не возродили. Но странно, что люди, приводящие все эти "не" в качестве аргумента, не понимают, что они только подтверждают серьёзность проблемы. Потому что если для оправдания страны Х приходится говорить, что в ней ещё не истребляют расово нечистых личностей, и расовые законы не закреплены конституцией, - значит, что-то очень сильно не в порядке... Позвольте повторить: Х не нацистская Германия, не Третий Рейх. Но в Германии после падения Гитлера были предприняты героические усилия по очистке немецких умов... Такая очистка необходима каждой нации. А страна Х и её общество так и не отреклись от имперского мышления."
О какой стране это написано? Кто этот
У Рушди есть другая прекрасная статья - "Is nothing sacred?". Нет, отвечает Рушди, нет ничего настолько святого, чтобы о нём нельзя было говорить и спорить; и даже саму эту возможность говорить обо всём нельзя возводить в ранг религии. Но на самом деле - есть, конечно, святое. У каждого конкретного человека есть, и в доме повешенного не говорят о верёвке, и нельзя осуждать лично Даниила Гранина за то, что Гитлер задевает его больше Сталина или Путина; не стоит обсуждать практические аспекты блокады с выжившими ленинградцами, а наследникам Холокоста - предлагать сравнить дневники Анны Франк и Бритни Спирс. Из уважения и сочувствия к этим людям не стоит. Но это касается отдельных людей - да и то, с моей точки зрения, только тех, которые не носятся агрессивно со своими чувствами, - "дайте мне перекреститься, а не то в лицо ударю". Это не значит, что об этом вообще нельзя говорить. Можно говорить и сравнивать. Можно и нужно сметь сравнивать. И стараться понять, что именно с чем сравнивают - русскую фигуристку на олимпиаде в России с немецким ядрометателем на гитлеровской олимпиаде 36-го года, или то, как спортивные, балетные и любые другие достижения, вольно или невольно, играют на руку людоедскому режиму. И, может, увидеть тогда, что сравнение хоть и преувеличенное, но не такое уж неправомерное.
Если что, я на сто процентов поддерживаю статью Шендеровича и, за исключением запальчивого стиля и некоторых деталей, статью Солонина.
no subject
Date: 2014-02-18 01:54 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-18 02:22 pm (UTC)Так что в непосредственном смысле это не очень конструктивно. Но я не думаю, что любое обсуждение. которое не предлагает конструктивного решения "первого порядка", - пустое злобствование. Может, кому-нибудь, прочитавшему, как в 68-ом году русские болели за чехов, придёт в голову, что не всегда стоит радоваться и гордиться спортивными успехами такой страны, и жертвовать другими вещами ради них и идеи национальной гордости вообще. По-моему, если бы в России поняли, что есть вещи поважнее национальной гордости, там бы сразу стало намного лучше.
no subject
Date: 2014-02-18 02:30 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-18 02:31 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-18 02:52 pm (UTC)По-моему, Шендерович именно об этом говорит.
no subject
Date: 2014-02-18 03:01 pm (UTC)"чем хуже, тем лучше" я не увидела. Он ясно говорит: с одной стороны - Путин, которому он не рад, с другой - "Могу ли я не радоваться русскому алфавиту, не гордиться причастностью к уникальной цивилизации и не желать золота родной пятнадцатилетней красавице на коньках? " Поэтому у всех такое раздвоение, нет гармонии в душе.
no subject
Date: 2014-02-18 03:03 pm (UTC)Ты это называешь неконструктивностью, а я нет.
no subject
Date: 2014-02-18 03:24 pm (UTC)В СССР власти больше использовали балет, чем науку. Но и науку тоже использовали. Ну и что, если бы вдруг Брежнев стал с трибуны хвалиться достижениями советских математиков, им бы следовало перестать работать?
Мне кажется полезным разделить три разных темы:власти в стране, самой страны и себя и своей работы. Все, конечно, взаимосвязано. И свое дело может часто помочь власти. И вклад в культуру или благосостояние страны может тоже быть полезным власти. И есть совсем уж крайние ситуации, типа нацистской Германии, когда можно призывать людей любой ценой не помогать властям. Ситуации, когда и правда "чем хуже, тем лучше". Мне не кажется, что ситуация в сегодняшней России даже напоминает такую крайность. А во всех ситуациях, кроме таких самых крайних, для меня приоритеты очевидны: сначала надо делать дело, а уж потом заботиться об отношениях с властями. Если у меня есть способ помочь жителям деревни Лужки улучшить больницу или справиться с неурожаем, то мне следует это сделать, а не задумываться, не приведет ли это к тому, что деревня Лужки проголосует за Путина.
no subject
Date: 2014-02-18 04:03 pm (UTC)По-моему, мы с тобой говорим совершенно одно и то же.
Как обычно.> а не задумываться, не приведет ли это к тому
А задумываться при этом всё равно можно:) И в другой ситуации эти раздумья могут привести к другим выводам.
> если бы вдруг Брежнев стал с трибуны хвалиться достижениями советских математиков, им бы следовало перестать работать?
Я не знаю, как следовало бы поступить в этой ситуации математикам - при Брежневе, наверно, никак, а при Сталине, может, и стоило отказаться (как Оппенгеймер заморозил исследования водородной бомбы). Но это, во-первых, слишком гипотетическая ситуация, и, во-вторых, я не имею никакого права судить других и давать им советы, когда и чем поступаться.
А вообще - я ж говорю, Шендерович совершенно не об этом (интервью потом я не видела, но в статье он совершенно ясно говорит, что в восторге от Липницкой). А о том, что - в то время, что ты помогаешь жителям деревни Лужки, кто-то другой, например, Шендерович, вполне может объяснить им, что твоя помощь - лично для них, а не во славу государства, и что считать, что, помогая им, ты поддерживаешь анти-магницкие законы, аресты Рussy Riots и т.д. - не стоит. Вот это он и делает.
no subject
Date: 2014-02-18 04:06 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-18 04:11 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-18 04:11 pm (UTC)А за то, что не жгут, как в Освенциме,
Ты еще им спасибо скажи.
no subject
Date: 2014-02-18 04:18 pm (UTC)С Рушди главное в том, что он сказал это про любимую и очень приличную страну. Показав, что ни критика, ни "оскорбительные" сравнения не являются запретной территорией, не свидетельствуют о продажности журналиста, его
русоанглофобии и попытке нарваться на канделябры, а только идут стране на пользу. Если, конечно, страна это понимает.no subject
Date: 2014-02-18 04:30 pm (UTC)в стиле "лучше бы она вместо того, что просто так на одной ножке вертеться, турбину к ней привязала", о чём ему полезнее писать.Но главное - я уже выше Браву говорила - Шендерович не обсуждал, "поддерживаем ли мы режим, если делаем что-то хорошее", вовсе не отговаривал это хорошее делать, а, наоборот, восхищался теми, кто делает (Липницкой в данном случае). Он только пытался сказать "гражданам" (и как раз не опозиционно настроенным), что победы Липницкой не должны восприниматься как государственное достижение, что национальную гордость, под знаменем которой проводились все последние отвратительные законы, следует приглушить, и радоваться просто победе талантливой девочки на коньках ("где кончается их государство и начинается твоя страна?")
И, по-моему, если ему удастся это кому-нибудь объяснить, это будет очень полезно. Я начиталась комментариев у Максима Соколова и прочих, и мне стало страшно, - совсем не за "оппозиционно настроенных граждан".
no subject
Date: 2014-02-18 04:39 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-18 04:41 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-18 04:45 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-18 04:45 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-18 04:49 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-18 04:49 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-18 04:52 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-18 05:45 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-18 06:22 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-18 06:24 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-18 06:25 pm (UTC)