nu57: (book)
[personal profile] nu57
Звали его Тегумай Бопсулай, а это значит: Человек-ноги-которого-никогда-не-спешат, но мы, милый мальчик, будем называть его просто Тегумай, чтобы было короче. У него была жена, и звали ее Тешумай Тевиндро, а это значит: Женщина-которая-задает-слишком-много-вопросов, но мы, милый мальчик, будем звать ее просто Тешумай, чтобы было короче. И была у него маленькая дочка, которую звали Таффамай Металлумай, а это значит: Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья, но я буду называть ее просто Таффи.

Для чего только ни напридумывали люди специальных слов - а всё из-за страсти совмещать краткость с дотошностью. Набоков был известным виртуозом многочеговключающих эпитетов, вроде "неудобопоказуемого" мужа и "громконогого" стула; в статье о нём это явление названо "краткостью формы при ёмкости семантики". Недаром сумасшедшая Ада обладала "уменьем сооружать аппетитно длинные слова из ни на что, казалось бы, не годных обглодков алфавита".

Но - не только Набоков. Недавно мне встретилось чудесное "голоден, жажден и грязноподгузен".
А вот для каких ещё ситуаций потребовались специальные слова (отсюда и ещё отсюда - тут даже с картинками):
ximelolagnia - the urge to stare at women who are sitting with crossed legs
xenonosocomiophobia - a fear of pick pockets, especially foreign ones
loganamnosis - the obsession with recalling a certain word (вот это со мной)
accubation - the practice of eating or drinking while lying down (прямо пасхально-лимеричное)
illyngophobia - the fear of vertigo (мета-: вертиго - боязнь головокружения, а это - боязнь вертиго)
latrinology - the study of writings on restroom walls, наука такая.
basorexia - an overwhelming desire to neck or kiss. Происходит, как я понимаю, от странного сплава латинского "поцелуя" (basiare, от которого английское "buss") и греческого "аппетита" orexis.

eccedentesiast - one who fakes a smile
zenzizenzizenzic - a number raised to the eighth power (этимология: через "обрезание" -> "oбрезание углов" -> "превращение в квадрат" -> "возведение в квадрат" цензура оказалась связанной с возведением в 8-ую степень ).
bathykolpian - полногрудая; callipygean - having well-shaped buttocks; pyknic - a short, thickset person characterised by thick neck, large abdomen and relatively short limbs (от древнегреческого πυκνός - толстый). И ко всему этому Ботеро в качестве иллюстрации, конечно.

ulotrichous - having very wooly hair (это Р. бы подошло; подружка называет её за гриву "soft and fluffy")
abecedarian - а person who is learning the alphabet (слово неудивительно; удивительно, что такое слово есть)
lalochezia - the use of foul or abusive language to relieve stress or ease pain
logogogue - a person who leads others in the use of words or by the use of words
lopadotemachoselachogaleokranioleipsanodrimhypotrimmatosilphioparaomelitokatakechymenokichlepikossyphophattoperisteralektryonoptekephalliokigklopeleiolagoiosiraiobaphetraganopterygon - a goulash composed of all the leftovers from the meals of the leftovers from the meals of the last two weeks
lubberland - a mythical paradise reserved for those who are lazy
beldam - а foul old woman (не путать с бедламом)
zelophobia - а fear of jealousy or intense emotion (боязнь сильных эмоций!)
blatteroon - а person who will not stop talking; Шалтай-Болтай болтун-блаттерун.

... - Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, - сказал Шалтай презрительно. - Некоторые слова очень вредные. Ни за что не поддаются! Особенно глаголы! Гонору в них слишком много! Прилагательные попроще - с ними делай, что хочешь. Но глаголы себе на уме! Впрочем, я с ними со всеми справляюсь. Световодозвуконепроницаемость! Вот что я говорю! Я хотел сказать: "Хватит об этом! Скажи-ка мне лучше, что ты будешь делать дальше! Ты ведь не собираешься всю жизнь здесь сидеть!"
- И все это в одном слове? - сказала задумчиво Алиса. - Не слишком ли это много для одного!
- Когда одному слову так достается, я всегда плачу ему сверхурочные, - сказал Шалтай-Болтай.

***
По-научному это, кажется, называется "адъективные композиты". Хороший пример: a man-eating alligator:


***

"Сейчас у нас живут два американских мальчика, восьми и шести с половиной лет, - рассказывал Клайв Люьис. - Очень славные. Они говорят гораздо более длинными словами, чем их английские сверстники, не потому, что воображают, а просто, видимо, не знают коротких. А вот за столом они ведут себя хуже, чем такие же английские мальчики."

***
Ну и напоследок дисклеймер:

Всевидящее Око

Date: 2014-07-29 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
В журнале Атлантик была когда-то очень смешная колонка, где люди придумывали слова. Если ты не видела, погугли Word Fugitives.
Пытаясь с помощью Гугла вспомнить, как называлась эта колонка, я наткнулась на незнакомое мне слово sniglet.

Date: 2014-07-29 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Здорово, ага, некоторые очень смешные. Мне понравились e-mnesia и omniabsent.
Сниглет я как-то встречала, зато только недавно узнала, как расшифровывается GNU (много раз встречала и хотела посмотреть): "GNU is a recursive acronym for "GNU's Not Unix!". А ещё бывает ерундированная женщина.

Date: 2014-07-29 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Я когда-то увидел придуманное Никитой Богословским слово "хулигангстер", и придумал противоположность - intelligentleman. Но не только я такое придумал - гугл это находит.

Вот ещё одно моё изобретение: если "providence" это "провидение", то "prividence" должно значить "привидение".

Date: 2014-07-29 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Я тоже таких слов напридумывала: словофлудие, оканеметь, перЕпИтия и другие.
Есть целое сообщество, которое этим занимается.

Date: 2014-07-29 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Кстати, у "хулигангстера", кажется, есть более старый аналог: ракалья, которое, возможно, произошло от скрещивания rascal-а с канальей. Если, конечно, Даль его не выдумал.

Date: 2014-07-29 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
> abecedarian - а person who is learning the alphabet (слово неудивительно; удивительно, что такое слово есть)

Есть и фамилия.

Date: 2014-07-29 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Раньше считалось, что нет такого слова, которое не может быть еврейской фамилией (prooflink!)

Date: 2014-07-29 04:59 pm (UTC)
i_eron: (Halberdier)
From: [personal profile] i_eron
Потрясающая фамилия.
Вики, кстати, приводит названия его двух диссертаций:

Кандидатская: «Барацьба ўкраінскага і беларускага народаў за ўз’еднанне з Расіяй у сярэдзіне XVII века»
Докторская: «Борьба белорусского народа за соединение с Россией (Вторая половина XVI—XVII в.)»

Отразил свою тему своими названиями - смешно и печально.

Date: 2014-07-29 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
И фамилия "Абевегов" тоже существует (про "абевегу" как замену "алфавиту" см. тут).
В отличие от борьбы за соединение с Россией.
Edited Date: 2014-07-29 05:10 pm (UTC)

Date: 2014-07-30 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Я о нём знаю, поскольку он был автором школьного учебника истории.

Date: 2014-07-29 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-i.livejournal.com
Чудесно, спасибо!

Date: 2014-07-29 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
очень приятно, у меня эпайнорексия:)

Date: 2014-07-29 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
xenonosocomiophobia

Я бы это трактовал как боязнь заразиться госпитальной инфекцией за границей.

Date: 2014-07-29 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
или как боязнь-впасть в спячку-от_синдрома_Николая_Второго-проявленного_перед_иностранцами

Date: 2014-07-29 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Это готовая задачка для лингвистической олимпиады. А теперь назовите одним словом "боязнь встретить полногрудого карманника с фальшивой улыбкой"

Date: 2014-07-29 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Ну да, они там такие:)

Date: 2014-07-29 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Да, и эта примерно такая же.

Date: 2014-07-30 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
А ты знаешь, откуда взялась "траво-сено-косило-молотилка" в заглавии? Вовсе не из какой-то там лингвистической олимпиады, а по насущной необходимости: мы играли в "балду", и кому-то досталось "молотилк-". Вместо неотвратимого проигрыша добавлением "а" в конце игрок добавил "о" в начале. Так и поехало.

Date: 2014-07-30 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Ой, я ведь только сейчас поняла, что почти никогда не читаю заголовков к постам :) Представляешь, сколько я всего упустила за 3 года.

Date: 2014-07-29 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Классический youtube-ролик про фобии знаешь?

Date: 2014-07-29 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Нет. Покажи, пожалуйста!

Date: 2014-07-29 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Ты на которой секунде понял, что это розыгрыш?

Date: 2014-07-29 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Не знаю, я свечку (такую) не держал :)

Date: 2014-07-29 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Жароповышающая свечка.

Date: 2014-07-30 02:03 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Или вот такую. А можно ещё молитвами отмерять, как монахи у Умберто Эко. Смотреть и молиться: "Да избавит меня бог от фобофобии".

Насчёт "эритрофобии" (боязни покраснеть) у Р. в школе была такая история. Им по драме задали написать, чего они больше всего раньше боялись, и как это преодолели (или не преодолели). Одна девочка написала, что её самый сильный страх - громко говорить на публике. На уроке учительница случайным образом выбирала, кому читать влух про свои страхи, и выбрала как раз эту девочку. Девочка еле слышно прочла, что она боится громко говорить на публике... "Что-что, не слышу?" - спросила учительница. Девочка тихо повторила. - "Не слышу, говори громче," - опять закричала учительница.

Р. уверена, что она это ненарочно. Она правда не расслышала.
Edited Date: 2014-07-30 02:08 am (UTC)

Date: 2016-12-01 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Смотри ещё, какой мне тут про фобии дали:
https://www.youtube.com/watch?v=koNwUeG-iKE

Date: 2016-12-01 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Я знаю израильский вариант, долго не знал про существование оригинала.

Date: 2016-12-01 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
О, так вот откуда я это знала! Я смутно помнила, что как-то там не совсем так было:)
На иврите они даже сели зеркально, справа налево!

Посмотри другие видео этой компании (related videos справа), все хорошие.

Date: 2014-07-29 04:58 pm (UTC)
i_eron: (Halberdier)
From: [personal profile] i_eron
Некоторые слова - ух. Но особенно отлично про страсть совмещать краткость с дотошностью. Только вот дотошность - это действительно тяжёлое расстройство, глубоко внутреннее, а краткость - всего лишь наносное желание покрасоваться. Сознательная страсть укрощать модной краткостью природную дотошность. Как всегда, дисциплина работает над природой только с переменным успехом. И да, форма этого комментария нарочно повторяет его мысль.

Date: 2014-07-29 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
> дотошность - это действительно тяжёлое расстройство
А вот xenonosocomiophobia - оказывается, нет.

Date: 2014-07-29 05:04 pm (UTC)
i_eron: (Halberdier)
From: [personal profile] i_eron
Мне трудно судить о тяжести тех расстройств, которыми я не страдаю.

Date: 2014-07-29 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Даже в таком варианте? По-моему, и впадение в спячку, и употребление "мы" в единственном числе тебе не то чтобы совсем не свойственны. Хотя, конечно, ты ими "не страдаешь, а наслаждаешься":)

Date: 2014-07-29 05:23 pm (UTC)
i_eron: (Halberdier)
From: [personal profile] i_eron
Это же _боязнь_ впадения в спячку перед иностранцами, а не само впадение. Да, я это могу, но боюсь не больше, чем оно того заслуживает. А уж pluralis majestatis не использую никогда - что-то в нём есть патриархально-общинное, противоречащее чувству индивидуальности. Бояться тут нечего.

Date: 2014-07-29 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] phyloxena.livejournal.com
Sesquapedalophiliacs have their day!

Date: 2014-07-30 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
But logorrheaphobiacs thrive! These words are glorification of succinctness.

Date: 2014-07-30 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] sthinks.livejournal.com
Спасибо. И Кэрролл forever!

Date: 2014-07-30 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Let Carroll be caroled forever!

Date: 2014-07-30 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
А про фобии у нас была вот такая история. Вам, как учительнице, должно понравиться.

Date: 2014-07-30 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
ulotrichous: в вольном переводе - коза :)

Date: 2014-07-30 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
насколько я понимаю, не "коза", а "толстокожая" "толстокозая": τράγειος (коза) + θολός (толстый)

Date: 2014-12-02 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
В Википедии смешное про составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец») у Гомера: "Значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха."

Date: 2015-09-24 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Update: и болезни тоже бывают замечательные, не только ситуации. К перечисленным там можно добавить ещё компульсивный матафорит.
И химические соединения.
Edited Date: 2015-09-24 10:24 am (UTC)

ссылки декабрь 2015 телефон

Date: 2016-01-10 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] murabiko referenced to your post from ссылки декабрь 2015 телефон (http://murabiko.livejournal.com/4995.html) saying: [...] /wiki/Mr._Peanut - про американскую рекламу мистер пинат http://nu57.livejournal.com/70431.html [...]

Date: 2016-06-23 05:00 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
А вот чудесные отглагольные чешские фамилии, тоже рассказывающие целую историю (via [livejournal.com profile] utnapishti): http://utnapishti.livejournal.com/420824.html.
Лучшая - Stojaspal, конечно, но все замечательные.

Profile

nu57: (Default)
nu57

April 2017

S M T W T F S
      1
23 45678
9 101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 6th, 2025 02:53 am
Powered by Dreamwidth Studios