nu57: (book)
[personal profile] nu57
Бывало – две головы я весело носил.
(Марк Шагал)
Мой номер телефона 32 – 08 запомнить легко: 32 зуба и 8 пальцев…
(Даниил Хармс)
Разговор о Вашингтоне, Ленине и вишнёвом дереве неожиданно загулял в обсуждение хиральности и способов выворачивания/упрятывания лишних пальцев. Поэтому спрошу то, что давно собиралась. Один мой друг, показывая мне витражи Шагала в Union Church под Нью-Йорком, заинтересовался, почему Шагал часто рисовал на одной руке - кажется, всегда правой, и, кажется, всегда у мужчин, - только 4 пальца:
           

           
(Последняя картина забрела сюда случайно, потому что свечи очень похожи на пальцы, и, главное, потому что я никогда не видела еврейских четырёхсвечников - или семисвечные менорот, или девятисвечные ханукийот, или уж традиционные две субботние свечи. С трудом удержалась, чтобы не добавить в эту же коллекцию "Здравствуй, Париж", где у башни и у петуха в хвосте 8 пальцев на двоих.)

Не знаете, есть этому какое-то объяснение? какой-то высший смысл? Почему именно пальцы, и почему именно 4*, и именно на правой руке? Кроме очевидного реверанса в сторону еврейского запрета на реалистичное изображение, мне ничего не приходит в голову. Но картины Шагала, казалось бы, и так достаточно нереалистичны, чтобы не было необходимости в формальных реверансах. Может, для Шагала все мы немного четырехпалые кошки?



* Да, я знаю про автопортрет с семью пальцами:

Но для 7-и пальцев интерпретация вроде бы известна: идишское выражение "всеми своими семью пальцами" (mit alle zibn finger) означает "работать максимально быстро и старательно", - похвала, примерно напоминающая русское "у него обе руки правые". Так что, хотя тут 7 пальцев как раз на левой руке, это заслуженное хвастовство. А вот что делать с 4-мя пальцами?


Бонус. Как всем, наверно, давно известно, а я узнала только сейчас, 4 пальца традиционно рисуют у персонажей мультфильмов.

Первым это стал делать Дисней в сценах, где герои быстро двигались, - он понял, что пятый палец рисовать дольше и сложнее, и всё равно никто не считает (как говорится здесь, некоторые племена - а я знала только про куриц - считают "один, два, много", и мы, когда не фокусируемся, считаем, как они: есть сколько-то пальцев, ну и ладно). Тему 4-ёх пальцев у мультяшных героев широко обсуждают, и чего только не встретишь в этих обсуждениях:
- Это проявление политкорректности к инвалидам.
- Это делают для того, чтобы слабоумные могли отличать фильмы от мультфильмов.
- Ну и что? На варежке, например, всего два пальца...- А у смирительной рубашки вообще ни одного.
И лучшее:
- Остаётся загадкой, почему они там в мультфильмах считают в десятичной системе. Гораздо естественней было бы считать в восьмеричной!Всевидящее Око

Date: 2013-01-07 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] thrasymedes.livejournal.com
Результат обрезания ?

Date: 2013-01-07 07:24 pm (UTC)
i_eron: (Halberdier)
From: [personal profile] i_eron
Знать про Шагала больше, чем про Микки-Мауса, это... это... нечестно, вот.

Я всегда знал, что у нормальных людей и зверей десять пальцев (если считать обе руки), у вавилонян и англичан - двенадцать, у программистов и мультяшек - восемь, а у носорогов, математиков (и, возможно, христианского Бога) - шесть (точнее, на одной руке 2.718, а на другой - 3.141).

А про Шагала не знаю. Но он наверняка имел в виду что-то умное и символическое, а не просто ленился, как Дисней.

У нормальных живых кошек, кстати, по пять пальцев на передних лапах, а не по четыре. А куры, получается, даже не могут сосчитать собственные пальцы, вот дуры.

Date: 2013-01-07 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Вижу, что никто не отвечает [я писал этот комментарий около 8 часов; когда начинал - ещё не было ни одного :) ], поэтому просто расскажу одну историю, связанную и с хиральностью (педальностью? подальностью?), и с количеством пальцев.
История относится к тому далёкому времени, когда я был юн и читал журнал "Крокодил".
Однажды в нём напечатали карикатуру на женщин, которые во время работы бегают в магазин покупать себе сапоги. Среди прочего, там была нарисована женщина, сидящая боком, и на обоих сапогах была видна "молния", т.е. на обоих сапогах она была нарисована с одной и той же стороны (вместо того, чтобы быть на внутренней стороне на обоих сапогах).
На это обратил внимание некий бдительный читатель, написавший об этом письмо и подписавшийся как-то вроде "М. Бойко". Редакция опубликовала это письмо со своим комментарием, состоящем в основном из благодарности, а также в нём выражалась уверенность в том, что только женщина могла заметить такое.
Что же.
Через какое-то время этот же читатель, оказавшийся мужчиной, написал ещё одно письмо. На этот раз он придрался к карикатуре, на которой был изображен человек, лежащий на пляже, у которого на ногах было нарисовано по четыре пальца.
На этот раз редакция написала что-то довольно язвительное - мы, мол, позвали художника к себе, заставили разуться, посчитали пальцы и отругали за искажение действительности...

Date: 2013-01-08 12:27 am (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Про зубы Хармса -- наша любимая семейная цитата, а про пальцы Карлсона я тоже некоторое время назад спрашивала, и мне объяснили, что в мультфильмах так принято, но, приглядевшись к иллюстрации, можно заметить, что в семье Свантесон практикуется разное количество пальцев. А этот герой Сьюза вам знаком? Это уже такая нарочитая провокация!

Date: 2013-01-08 12:49 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Я знала, что какой-нибудь зануда педант (я даже надеялась, что ты, чтобы можно было обзываться) скажет про 5 пальцев у кошек. Да, у кошек 5 пальцев и даже есть зародыш шестого, но и пятый и шестой отстают так далеко назад, что характерная и привычная нам "лапа" кошки выглядит четырёхпалой:
      
Настолько, что когда в последнее время распространились полидактилические "пятипалые" кошки, их хозяйки то и дело переживают, всё ли с ними (не буду уточнять) в порядке .

Про кур я приняла по назначению:)
Edited Date: 2013-01-08 01:00 am (UTC)

Date: 2013-01-08 01:05 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Нет, не знаком! Здорово, явная аллюзия на Шагала - на одной 7, на другой 4 (только руки наоборот). А кто это? У него так по сюжету, то есть это играет какую-то роль и упоминается, как его brand?

Date: 2013-01-08 01:07 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
:))) Да, я тоже такие комментарии пишу по 8 часов.
Жалко, что про пальцы все столько историй знают, а про шагальи - никто.

Date: 2013-01-08 01:20 am (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Он встречается в одном-едиственном стихотворении:
Say! Look at his fingers!
One, two, three…
How many fingers do I see?
One, two, three, four,
five, six, seven,
eight, nine, ten.
He has eleven.
Eleven. This is something new.
I wish I had eleven, too!

Date: 2013-01-08 01:32 am (UTC)
i_eron: (Halberdier)
From: [personal profile] i_eron
Конечно, я с гордостью ношу высокое звание педанта и стараюсь соответствовать ему, по мере своего таланта. А у кур проблема между два и три, ни у одного из знакомых мне людей такого затруднения нет. Вообще, пальцы - неисчерпаемая тема, мало что люди знают так хорошо.

Date: 2013-01-08 01:34 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
> мало что люди знают так хорошо...
... как свои пять пальцев?

Date: 2013-01-08 01:37 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Здорово! Голосую всеми своими 11-ю пальцами! Тем более, что, по убеждению [livejournal.com profile] i_eronа, у меня проблема как раз между 5 и 6, так что я легко могла бы ошибиться...

Date: 2013-01-08 01:44 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
> Про зубы Хармса -- наша любимая семейная цитата.
А про "две головы я весело носил" "одна голова хорошо, а две лучше", как я понимаю, нет?

Date: 2013-01-08 01:52 am (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
В детстве я всегда пропускала цифру 8, потому что она мне не нравилась. А сейчас моя дочь научилась читать, и тоже пропускает цифру 8: не думала, что это наследственное :)

Date: 2013-01-08 01:56 am (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Про две головы в повседевном обиходе -- нет, у нас же их три, и они вечно хором возникают по любому поводу :)

Date: 2013-01-08 02:01 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Вот, и тебя тянет на чёрный юмор. Ты бы ещё вспомнил "Мальчик в кладовке нашел мышеловку, палец в неё он засунул неловко" или "Мальчик придумал игру "Авиатор", пальцы сестренки совал в вентилятор. Пальцы сестренки по дому летают - весело брат и сестренка играют". Мне уже говорили про "топорик окровавленный". А я специально не взяла в заголовок Бродского ("проснулся я, и нет руки, а было пальцев пять"), чтобы не было так заупокойно.
Edited Date: 2013-01-08 02:02 am (UTC)

Date: 2013-01-08 02:31 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Так может, две всё-таки лучше?:)) "Освободил от военной службы по болезни одну свою голову, с зачислением ее в резерв первой очереди", "кроме того, это крайне удобно и в чисто военном отношении", и всё такое прочее.

Date: 2013-01-08 04:27 am (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Это вообще отдельная забавная тема, какие цитаты приживаются в семьях. У нас бытуют чаще всего цитаты из фильмов.

Date: 2013-01-08 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] thrasymedes.livejournal.com
Гулял по местечку моэль удалой !

Date: 2013-02-24 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] provorny.livejournal.com
кто ставит Хармса в эпиграф, достоин дружбы :-))

добавил вас в дру :-)

Date: 2013-10-11 12:29 am (UTC)
From: [identity profile] kramian.livejournal.com
На этот счет могу только рассказать семейную байку. Однажды мой дед поспорил о чем-то со своей женой. Спор в конечном итоге свелся к тому, сколько пальцев у человека на ногах. В этот момент дедушка, уверенный в своей правоте, сказал бабушке примирительно и спокойно: ну вот видишь, Ларочка, я прав, ведь у человека на ногах 5 пальцев. В ответ бабушка, распаленная спором, торжествующе сверкая глазами, победно воскликнула: так вот чтоб ты знал, Марк!! На ногах у человека ЧЕТЫРЕ ПАЛЬЦА!!

Date: 2015-09-01 12:33 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Катька, я всё больше люблю вашу семью.

Date: 2015-09-07 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] kramian.livejournal.com
:)
Тогда еще одну историю расскажу: когда у бабушки с дедушкой родился ребенок (вероятно, мой дядя, а может, папа), его клали в люльку или кроватку-качалку; дедушка на даче сидел в саду и работал (он был математик), люльку ставили рядом, и он должен был ее качать ногой, чтобы ребенок спал. Ребенок иногда просыпался, бабушка прибегала и говорила: Марк! надо качать равномерно! Дедушка говорил: ну Ларочка, понимаешь, я же должен думать, я задумался, и получилось неравномерно. Так вот, Марк! - отвечала бабушка - почему ты думаешь! прекрати немедленно думать!

Profile

nu57: (Default)
nu57

April 2017

S M T W T F S
      1
23 45678
9 101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 15th, 2026 10:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios