nu57: (book)
nu57 ([personal profile] nu57) wrote2014-06-20 01:50 am

Когда б вы знали, из какого сора...

.... или вовсе не сора. Оказывается, на создание первого "Кинг-Конга" режиссёра Мериана Купера вдохновил ... "Крокодил" Чуковского. В 1919—1921 Мериан, будучи летчиком, воевал на стороне Польши в польско-советской войне. Однажды его самолет был подбит, а сам он попал в плен к русским. В плену ему пришлось учить русский язык, а единственной на весь лагерь книжкой был "Крокодил". Строчки
                Дикая Горилла
                Лялю утащила
                И по тротуару
                Побежала вскачь.
                Выше, выше, выше,
                Вот она на крыше.
                На седьмом эта́же
                Прыгает, как мяч,
вероятно, поразили воображение Купера. Через некоторое время он сбежал из русского плена, добрался до Латвии, получил от поляков награду, вернулся в США, побыл пилотом гражданской авиации, стал режиссёром - и в 1933 году снял "Кинг-Конга". Кульминацией фильма является сцена, когда гигантская горилла Кинг-Конг забирается на крышу небоскрёба, выхватывает из толпы девушку, и, зажав её в одной руке, пытается другой сбить атакующие его самолёты (таким образом режиссёр якобы отомстил за своё поражение в том давнем воздушном бою). Вот как оно иногда аукается.
               

Другую удивительную вещь недавно рассказала [livejournal.com profile] logophilka: Муми-Тролль, оказывается, вначале был портретом Канта. Старший брат Туве Янссон так надоел ей своими разглагольствованиями о философии, что она нарисовала на стене мерзкого толстого человечка с маленькими глазками и подписала: "Кант"; а потом полюбила его, и Кант превратился в Муми-тролля.

А уж на что вдохновила форма небольшого острова Птиц часто пролетавшего над ним лётчика Антуана де Сент-Экзюпери, вы и сами понимаете. Isla de los Pájaros, Аргентина:




... — Он взобрался на стену отеля, офицер! ...
— Денхам! — закричал Дрискол. — Он схватил ее.
Денхам замер, словно пораженный молнией, и сжал кулаки. Один из полицейских распахнул пальто и вынул револьвер. Мимо пронеслись шесть воющих сиренами полицейских автомашин.
— Смотрите! — Раздался пронзительный крик из плотной толпы зевак, собравшихся перед отелем. На крыше одного из домов появилась черная фигура Конга. Анна казалась маленьким белым пятном на его согнутой в локте лапе. Полицейские стали стрелять, чудовище перебралось на крышу другого дома и исчезло.
...
Оно прыгает! — кричал он, все еще отказываясь верить тому, что увидел. — Оно прыгает по крышам домов и перебралось на ту сторону улицы.
...
— Пошлите кого-нибудь наверх, — приказал комиссар. — Но ему, конечно никогда не добраться до крыши. Возможно, мы его перехватим где-нибудь между этажами!
Дрискол оттолкнул вытянутую руку комиссара.
— Вам никогда не поймать его между этажами, — зло закричал он. — Я говорю вам, он залезет на крышу.
— Спокойно, Джек, — сказал Денхам.
— Это правда. Смотри! Он все выше и выше.
Конг был уже так высоко, что его фигура казалась теперь меньше человеческой, а он все поднимался по отвесной стене небоскреба.
— Мы не сможем спасти девушку, — сказал сержант — Если мы пристрелим его, и она погибнет.
— Подождите, — закричал Дрискол. — Мы не пробовали использовать еще одну вещь.
Комиссар вопросительно посмотрел на него.
— Аэропланы, — объяснил Дрискол. — Возможно, их помощью удастся прикончить Конга и спасти Анну.
— Это шанс, — сказал комиссар. — Соединитесь с аэрофлотом, мистер О'Брайен. Пусть пришлют самолеты.
Всевидящее Око

[identity profile] giterleo.livejournal.com 2014-06-20 11:17 am (UTC)(link)
Интересно

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-06-20 11:25 am (UTC)(link)
Спасибо.

[identity profile] anna-i.livejournal.com 2014-06-20 11:32 am (UTC)(link)
Бедный Кант. Тем более что он вроде был совсем не таким. А вообще очень интересно, спасибо!

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-06-20 11:34 am (UTC)(link)
Про Канта это не я:)
Внешне, действительно, не таким, но довольно противным вроде бы был.
А почему "бедный"? Превратиться в Муми-тролля - великая честь, Канту очень повезло.
Edited 2014-06-20 11:35 (UTC)

(no subject)

[identity profile] anna-i.livejournal.com - 2014-06-20 11:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-20 11:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] anna-i.livejournal.com - 2014-06-20 12:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-20 12:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] anna-i.livejournal.com - 2014-06-20 13:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-20 13:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] anna-i.livejournal.com - 2014-06-20 13:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] thrasymedes.livejournal.com - 2014-06-20 20:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] logophilka.livejournal.com - 2014-06-21 16:52 (UTC) - Expand

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2014-06-20 11:48 am (UTC)(link)
> на создание первого "Кинг-Конга" режиссёра Мериана Купера вдохновил ... "Крокодил" Чуковского.

Мне кажется, это утверждение стоило бы проверить. В википедии-по-русски туманно написано "по легенде, отраженной в биографиях режиссёра Мериана Купера", в википедии-по-английски ничего такого нет, Мериан Купер вместе с Чуковским не гуглится...

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-06-20 12:38 pm (UTC)(link)
Об этом писал Питер Джексон в предисловии вот к этой книжке. Откуда он знает, я не знаю:)

Конечно, я понимаю, что, возможно, это "телега" - но красивая. Если правда, то Купер мог рассказать об этом в интервью Бабелю. Факт интервьюирования его Бабелем в плену неоспорим (упоминается под именем Фрэнка Мошера), но подробнее этого мне найти не удалось.

(no subject)

[identity profile] utnapishti.livejournal.com - 2014-06-20 14:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-20 14:56 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] thrasymedes.livejournal.com - 2014-06-20 20:08 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-21 00:54 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-20 16:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-21 09:29 (UTC) - Expand

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-06-20 12:51 pm (UTC)(link)
Ну и ещё косвенное свидетельство - прочитай цитату из сценария, всю сцену, с выделенными мной словами. Всё-таки правда похоже.

(no subject)

[identity profile] utnapishti.livejournal.com - 2014-06-20 15:07 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-20 15:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[personal profile] i_eron - 2014-06-20 17:28 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-20 17:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[personal profile] i_eron - 2014-06-20 17:45 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] utnapishti.livejournal.com - 2014-06-20 18:37 (UTC) - Expand

(no subject)

[personal profile] i_eron - 2014-06-20 18:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] utnapishti.livejournal.com - 2014-06-20 18:53 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-21 01:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] utnapishti.livejournal.com - 2014-06-21 07:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-21 09:10 (UTC) - Expand

[identity profile] spaniel90100.livejournal.com 2014-06-20 01:32 pm (UTC)(link)
Спасибо! Это прекрасно.

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-06-20 01:34 pm (UTC)(link)
Даже если неправда:)

[identity profile] logophilka.livejournal.com 2014-06-20 03:43 pm (UTC)(link)
Чудная история, хоть и не верится.

И за ссылку спасибо:)

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-06-20 04:30 pm (UTC)(link)
Да, чудная, хоть и не верится:)

В том куске предисловия Питера Джексона, который дают "предпослушать" на Амазоне (как сказать? не preview, но ведь и prelisten совсем не то), ничего такого нет.

[identity profile] poluton.livejournal.com 2014-06-20 04:10 pm (UTC)(link)
Надо же! Я когда смотрела "Kинг-Конга", сразу возникла ассоциация: "Дикая Горилла Лялю утащила" ))

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-06-20 04:22 pm (UTC)(link)
Вот и [livejournal.com profile] utnapishti говорит, что это возникшая у умных людей и правильным образом поданная ассоциация:)
Edited 2014-06-20 16:22 (UTC)

[identity profile] tommi-anya.livejournal.com 2014-06-20 04:43 pm (UTC)(link)
может и враки, но хорошо звучит!

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-06-20 04:58 pm (UTC)(link)
:)

[identity profile] phyloxena.livejournal.com 2014-06-20 04:44 pm (UTC)(link)
Кто только не выбрался из советских лагерей.

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-06-20 05:32 pm (UTC)(link)
И каких только последствий это ни имело. Мне рассказывали о переводчике (если узнаю, напишу фамилию), который в сталинских лагерях по памяти переводил - и перевёл - "Илиаду".

Но во времена восстания Пилсудского выбраться было всё же проще, видишь, к ним и советские попадали с разговорами - вот, Бабель интервью брал и честно обо всём рассказывал. А потом и самого Бабеля...
Edited 2014-06-20 17:58 (UTC)

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-06-21 05:02 am (UTC)(link)
Вот, папа (от которого я знаю это историю - он дружил с родственниками героя) сказал фамилию этого переводчика - Шломо Дикман. Он переводил не Гомера, а Овидия и Виргилия, но, действительно, в советском лагере и по памяти. Потом, когда он эмигрировал в Израиль, ему дали за эти переводы Премию Израиля.

А Татьяна Гнедич в Бутырке, в одиночке, переводила, тоже по памяти, "Дон Жуана", и вроде бы возмутилась, когда к ней подсадили сокамерницу. Сказала - нам с Байроном никто не нужен.
yulkar: (Еж)

[personal profile] yulkar 2014-06-20 05:08 pm (UTC)(link)
А по-моему - дивная телега (и про остров тоже)

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-06-20 05:20 pm (UTC)(link)
Про Экзюпери если и телега, то очень популярная. Этот остров, Исла де лос Па́харос в Патагонии, официально называют "островом боа-констриктора", и толпы туристов приезжают на него за это посмотреть.
Edited 2014-06-20 17:21 (UTC)

(no subject)

[personal profile] yulkar - 2014-06-20 17:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-20 17:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[personal profile] yulkar - 2014-06-20 17:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-21 04:41 (UTC) - Expand

[identity profile] seminarist.livejournal.com 2014-06-20 07:43 pm (UTC)(link)
Тоже сомневаюсь насчет Конга. Горилла - популярный монстр как минимум со времен По, а жертвой, которую спасают от монстра, должна стать девушка (у Чуковского девочка, потому что Ваня - маленький мальчик) - иначе неинтересно. Эпизод с гигантской обезьяной, которая тащит похищенного человека на крышу (видимо, вообще обезьяний инстинкт - забираться от преследователей на дерево), есть, как вы помните, еще у Свифта.

Впрочем, всё это не отменяет широко известный факт обратного (т. е. американо-советского) влияния. Через два года после выхода фильма в журнале "Пионер" была опубликована повесть в стихах начинающего детского поэта Сергея Михалкова "Дядя Стёпа". Конечно, воспитательные и цензурные соображения привели к сильным изменениям в оригинальном сюжете Чуковского-Купера. Вместо антагонизма гигантской обезьяны и упадочного капиталистического общества в книге Михалкова присутствует гигантский человек (намёк на теорию эволюции, столь ненавистную американским мракобесам (см. Обезьяний процесс 1925 - 27 гг.)), трудящийся на благо народа. Вместо похищения девушки, введенной в сюжет для потворства похотливым инстинктам Его Препохабия Капитала, у Михалкова главный герой совершает спасение бабушки. Вместо гибели в финальной битве с полицией герой сам идет служить в милицию. Ну и т. д.
Edited 2014-06-20 20:27 (UTC)

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-06-21 12:47 am (UTC)(link)
Про Гулливера забыла, спасибо - может, Свифт на Ньютона намекал, который незадолго до того стоял на плечах гигантов?

Про эволюцию от обезьяны к Михалкову прекрасно. Дальнейшая эволюция привела к тому, что быть великаном стало достаточно только фигурально, и воплотилась в частушке про коротышку-Ленина, который залез уже не на дом, а на броневик (куда достал), всё равно был "великий и большой", а уж кого и от чего спас - известное дело.
Edited 2014-06-21 00:51 (UTC)

[identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com 2014-06-21 01:31 am (UTC)(link)
Весь день пыталась найти подходящий пример. Пока не нашелся :) Так что просто спасибо, ужасно интересно.

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-06-21 01:38 am (UTC)(link)
Пример чего??? Как кто-то большой залезает и спасает? Так вот тут много:)
У меня ещё вертится в голове не помню какой писатель, у которого была детская фобия не помню к какой еде, и он её потом вывел во взрослой книжке в качестве не помню какого отрицательного персонажа. Как говорил Шефнер, "есть дни, когда я помню многое, есть дни, когда я многого не помню" .

(no subject)

[identity profile] utnapishti.livejournal.com - 2014-06-21 10:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-21 12:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] utnapishti.livejournal.com - 2014-06-21 14:13 (UTC) - Expand

[identity profile] kramian.livejournal.com 2014-06-22 07:55 am (UTC)(link)
Про Муми-Канта - это просто чудесно :)
А про историю Ха-Tиквы (музыки) знаешь? Оказывается, не зря у Сметаны она почти точно встречается. Мелодия La Mantovana была написана в 16 веке итальянцем Джузеппино дель Бьядо, потом распространилась по всей Европе и стала народной, и Шмуэль Коэн, автор музыки Ха-Tиквы, взял за основу известную ему румынскую или молдавскую песню: https://www.youtube.com/watch?v=adTjy-TIW_Q.

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-06-22 08:46 am (UTC)(link)
То есть второй галстук тебе не понравился? :)))))

Да, про музыку Атиквы знаю. Забавно, что слова на эту мелодию (которую где только ни адаптировали) были совершенно разные - вот у шотландцев, например, она была известна как "My mistress is pretty" . Что лишний раз подтверждает, что смысл в песне - не главное:)

А ты знаешь, что Новелла Матвеева позаимствовала свою "Девушку из харчевни" из знаменитой английской песни "Зелёные рукава (Greensleeves) ", которую, как считается, Генрих VIII сочинил для Анны Болейн, и которая в 16-ом веке была так же известна, как ... ну, как ты говорила, известна теперь "Клементайн"; и в таком качестве упоминается у Шекспира ("Let the sky thunder to the tune of 'Greensleeves'!").

(no subject)

[identity profile] kramian.livejournal.com - 2014-06-23 08:25 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-23 08:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kramian.livejournal.com - 2014-06-23 08:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-06-23 08:56 (UTC) - Expand

[identity profile] mofan926.livejournal.com 2014-08-11 02:40 pm (UTC)(link)
Надо бы с них процентик стребовать в пользу наследников Самуила Яковлевича!

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-08-11 09:47 pm (UTC)(link)
Во-первых, Самуил Яковлевич - это Маршак, а не Чуковский. А во-вторых, вся история, как вы, наверно, поняли из обсуждения - скорее всего утка. Хоть и красивая...

(no subject)

[identity profile] mofan926.livejournal.com - 2014-08-12 05:46 (UTC) - Expand

Когда б вы знали, из какого сора...

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2014-08-11 02:41 pm (UTC)(link)
User [livejournal.com profile] mofan926 referenced to your post from Когда б вы знали, из какого сора... (http://mofan926.livejournal.com/144399.html) saying: [...] мистер О'Брайен. Пусть пришлют самолеты. Оригинал взят у в Когда б вы знали, из какого сора... [...]

(frozen comment)

[identity profile] vladislavlev.livejournal.com 2014-08-12 05:19 am (UTC)(link)
Американские всегда умели воротать чужие идеи зарабатывать на нх огромный капитал))

(frozen comment)

[identity profile] nu57.livejournal.com 2014-08-12 05:28 am (UTC)(link)
Тьфу. Заимствование идей в литературе - дело обычное (вот Толстой "Золотой ключик" или Волков "Волшебник изумрудного города" небось тоже "позаимствовали", да и Пушкин и Достоевский тащили всё, что плохо лежало). А уж навеянная чем-то мысль даже заимствованием не является - идеи носятся в воздухе.
Не говоря уже о том, что - как вы могли заметить из обсуждения - вся история про "Кинг-Конга" и Чуковского - скорее всего растиражированная утка.

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] vladislavlev.livejournal.com - 2014-08-12 06:18 (UTC) - Expand

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] nu57.livejournal.com - 2014-08-12 06:27 (UTC) - Expand