nu57: (Default)
nu57 ([personal profile] nu57) wrote2012-10-05 10:30 pm

Методом тыка

Я слышала много шуток (в основном скабрезных) про the rule of thumb, но вчера дочке в школе дали новую его интерпретацию, применительно к выбору книжки для чтения. Оказывается, нужно потенциальную книжку открыть на первой попавшейся странице (это ещё не rule of thumb!) и начать читать. Как только встретится непонятное слово - приложить к нему большой палец. Следующее непонятное слово - указательный, и т.д. Если "все пальцы на одной руке закончились", а непонятные слова ещё появляются - значит, эта книжка слишком трудна и нужно ее бросить.

Ну, во-первых, у меня пальцы на руке кончаются примерно через 5 слов; думаю, у большинства людей так же:), - так почему бы просто не сказать "если на странице наберётся больше пяти непонятных слов"? Во-вторых, у меня руки коротки раствора моих пальцев, не то что дочкиных, едва хватает на страницу электронной книжки; на обычную не дотянется. И главное - как при такой колыбели для кошки над страницей можно еще умудриться продолжать читать и пытаться что-то понять?Всевидящее Око
(deleted comment)

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-10-06 01:14 pm (UTC)(link)
Вы, наверно, специалист, но я дилетантски помню, как меня раздражало, что про детей считают, будто бы им небходимо/веселей/интересней, чтобы были "тактильные ощущения". Что на уроке английского меня заставляли бегать и всё трогать - "touch the door", "touch the floor" - вместо того, чтобы спросить "абстрактно".

Ну да, разумеется, "удерживать на странице, к каждому следующему слову прикладывая следующий палец", - как на картинке. Но именно это, по-моему, (а) технически трудно, если слова находятся на разных конца листах, а у ребенка не рука профессионального пианиста и (б) делает дальнейшее чтение совершенно невозможным. Как на картинке.
Edited 2012-10-06 13:19 (UTC)
(deleted comment)

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-10-06 01:26 pm (UTC)(link)
Нет, не было, но было совершенно очевидно, что имеется в виду именно это. Иначе было бы естественней тыкать во все слова одним и тем же специально предназначенным для этого тыкательным указательным пальцем.
(deleted comment)

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-10-06 02:14 pm (UTC)(link)
Вот, нашла:

По-моему, из "put down your next finger" следует, что, когда опускают второй палец, первый всё ещё опущен, а из "use up all fingers before the end of the page" следует, что к концу страницы все пальцы использованы, то есть заняты. Но, может, Вы и правы, и Ваш "эргономический" совет просто не пришел в мою не тактильно, а абстрактно думающую голову:)
(deleted comment)

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-10-06 02:28 pm (UTC)(link)
Это, конечно, возможно. Вы правы, в вокабуляре англофонной методики преподавания игры на музыкальных инструментах я не сильна:)

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-10-12 04:41 am (UTC)(link)
> хотя для носителя или около-носителя (каковым я сама являюсь) не возникнет никакой несуразицы

Действительно. Сегодня учительница (коренная американка, носитель языка, причем, вероятно, правильного, т.к. именно его и преподаёт) объясняла и демонстрировала детям это правило. Никакой несуразицы - она без тени сомнения продемонстрировала им мой вариант, то есть опускание пальцев одного за другим с удерживанием на странице всех опущенных ранее. И даже пояснила, что если только дотрагиваться и потом поднимать пальцы, "можно сбиться со счета".
(deleted comment)

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-10-12 07:09 am (UTC)(link)
Школа очень хорошая, и учительница, кстати, тоже - просто она объясняла выданную ей чужую идиотскую инструкцию (идиотизм которой, собственно, и был темой моего поста). Мы в этой школе уже год и очень ей довольны, не считая при этом ни себя, ни детей умственно отсталыми.

Мне кажется, стоит подумать, прежде чем высказывать безапелляционные мнения и давать такого рода советы незнакомым людям.
Edited 2012-10-12 07:09 (UTC)

[identity profile] kramian.livejournal.com 2012-10-07 07:05 am (UTC)(link)
А это не может означать просто "загнуть палец"?

Многим детям - возможно, даже большинству - действительно очень помогает всякая моторная составляющая. Наша младшая до сих пор (второй класс), когда пишет, для вспоминания букв использует специальные жесты, которым их научили раньше. Никто из старших этого не делал, а вот у нее символьная обработка где-то тормозит. Школа ведь работает прежде всего с потоком детей, а не с каждым индивидуально, вот и придумывает штуки, которые подходят многим. А тех, кто уже "думает абстрактно", эти методы могут раздражать. Можно попробовать подойти к учительнице и спокойно сказать - а можно я не буду пальцы ставить на страницу, а просто слова посчитаю? Скорее всего, она скажет - пожалуйста, вот молодец; а если нет, то проблема опять же не в методе, а в глупой учительнице.

Надо сказать, меня в первые годы жизни здесь многое страшно раздражало - и в школе, и вообще, так что твои эмоции мне очень понятны :) А потом мне как-то объяснили, что нечего раздражаться, и я прониклась и перестала :) Надо взять, что нравится, а что не нравится - постараться проигнорировать, часто это вполне возможно.

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-10-07 07:27 am (UTC)(link)
Не думаю. Во-первых, загибание пальцев обычно называется "folding fingers inwards" (здесь, например). Во-вторых, потому, что, в отличие от России, в Америке, как во всех англоязычных странах (и в Израиле), считают не сгибая пальцы, а разгибая их из сжатого кулака. Это, например, явно имеется в виду здесь, и никаких возражений у меня не вызывает, как видишь.

Да нет, меня не раздражает, а смешит. После израильской школы это всё не проблемы. Тем более, что можно и не делать:) Я тоже не очень понимаю, зачем идти доказывать учительнице, что правило идиотское, или что я не засекаю, сколько времени ребёнок читает, - я просто пишу число от фонаря и не связываюсь. Конформистский подход, но мне так проще и детям спокойнее. Конечно, если что-то будет раздражать всерьёз, пойду ругаться, но в elementary такого пока не было. Впрочем, в Р. средней школе, кажется, скоро будет.
Edited 2012-10-07 07:31 (UTC)

[identity profile] kramian.livejournal.com 2012-10-07 07:47 am (UTC)(link)
А правда ведь, удивительно, что кто-то считает, отгибая пальцы? Куда там патиям, плавающим в океанах! Особенно меня поражает число 3 (указательный, средний, безымянный) - у меня пальцы так не отгибаются, хотя я на пианинах играла!

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-10-07 08:06 am (UTC)(link)
Да, я сказала дочке, что это наше с ней главное отличие, как будто зверюшки разного сорта.
У меня безымянный и мизинец не отгибаются по отдельности, но дело не в этом, а просто - ужасно непривычно и дико само по себе, даже если б отгибались.

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-10-06 01:27 pm (UTC)(link)
А может даже и прямо было сказано. Я поищу, проверю:)

[identity profile] bravchick.livejournal.com 2012-10-06 12:53 pm (UTC)(link)
Смешно конечно. Думаю, идея в том, чтобы тестирование книжки было игрой. Они раз в неделю приходят в школьную библиотеку выбирать книжки. Чтобы это было веселее, нужна игра-ритуал. Вот ее и выдумали.

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-10-06 01:22 pm (UTC)(link)
Да, "идея", конечно, в этом. Ну почему детей держат за дураков? Покопаться в книжках (в смысле - полистать их, пробуя читать то одну, то другую) настолько веселее, чем устраивать ритуальное упражнение по пальчиковой гимнастике, совершенно исключающее возможность чтения.

На своих проверяла - Э. эту зарядку терпеть не может.

[identity profile] bravchick.livejournal.com 2012-10-06 01:28 pm (UTC)(link)
Это проблема массового образования. Большинству копаться в книжках не интересно при любом раскладе. Также как и книжки читать. Поэтому, например, у нас от них требуют читать 20 минут в день и чтобы родители подписывали, что да, ребенок прочитал 20 минут в день. Мы даже со школой поскандалили на эту тему. Сказали, что категорически запрещаем ребенку засекать время чтения, поскольку чтение удовольствие, а не работа, и не за чем ограничивать милость господню :) Надо сказать, что училка не возражала. Сказала "ну, значтит, вам это не нужно"

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-10-06 01:36 pm (UTC)(link)
Я помню - ты еще говорил, что у них спрашивают, сколько карманных денег родители дают за N прочитанных страниц. У нас такого нет, но установка на то, что всё надо превращать в игру и подслащивать, неистребима.

Кажется, сто лет назад детям в хедерах мазали первую страницу Торы мёдом, чтобы им "слаще" было учить. Тем самым признавая, что без мёда это тоска смертная.

[identity profile] kramian.livejournal.com 2012-10-07 07:10 am (UTC)(link)
А мы время никогда не засекали, просто пишем приблизительно сколько ребенок читал, да и все :) Чего еще скандалить по такому поводу. А привычка представлять себе, сколько времени прошло, пока ты что-то делал, вполне полезная.

[identity profile] kramian.livejournal.com 2012-10-07 07:18 am (UTC)(link)
Ох, я сейчас страшную вещь скажу, но многие дети - а прежде всего их родители - таки ведь именно то, за что их держат... Говорить "дураки" не хочется, особенно про детей, т.к. они прежде всего сосуд, в который вкладывают взрослые - но многие не озабочены образованием. Многим тяжело дается "думать абстрактно". Брав правильно говорит - массовое образование всегда будет таким, как может быть иначе? А кто хочет обучения на другом уровне для своих умненьких деток - тот пусть ищет хорошие школы и всякие обходные пути.

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-10-07 07:30 am (UTC)(link)
Ох, нам до сан-диеговских умненьких деток - слишком далёкий обходной путь, а до бостонских ещё дальше:)

[identity profile] kramian.livejournal.com 2012-10-07 07:42 am (UTC)(link)
Ха, ты еще 57 школу вспомни :)

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-10-07 08:01 am (UTC)(link)
Это как раз есть. В Беркли, как говорят, лучший в Америке математический кружок, в котором преподаёт Вера Серганова (учившая нас) и ещё всякие околопятидесятисемиты:
http://mathcircle.berkeley.edu/index.php?options=gl|main|BMC%20Application

[identity profile] kramian.livejournal.com 2012-10-09 07:28 pm (UTC)(link)
Отлично! Вот и один из обходных путей :)

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2012-10-06 08:18 pm (UTC)(link)
Мне кажется, это типичный случай "отрабатывания зарплаты". Сидит где-то человек, чья должность называется как-нибудь вроде "педагогический консультант". Ему хорошо, когда происходит какая-нибудь катастрофа - стихийное бедствие, теракт итп. - тогда он разрабатывает инструкции для учителей, как об этом говорить с детьми. В мирное время он же разрабатывает инструкции на тему секса, наркотиков итп., но потом их можно использовать в течение многих лет, и поэтому ему приходится время от времени выдвигать какие-нибудь новаторские идеи и продвигать их с серьёзным лицом, а то не получится отчитаться, и уволят. Отсюда - множество нелепых инициатив. Эта - вообще сильный ход: в ней выражение rule of thumb приобретает двузначность, с таким поди поспорь! Тут уж точно не уволят, может даже премию дадут.

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-10-06 11:29 pm (UTC)(link)
Я, когда безуспешно пыталась найти это правило онлайн (лень было фотографировать наше) , нашла, как тут выше выразились, его более "эргономный" вариант:

Учитывая, что в Америке (как и в Израиле, и в отличие от России) считают, отгибая пальцы из кулака, а не загибая их, - это просто способ сосчитать непонятные слова на пальцах. Ничего выдающегося или глупого, для маленьких детей.

Так что не видать Вашему консультанту премии: он не выдумал, а просто творчески идиотски переработал чужое правило.
Edited 2012-10-06 23:48 (UTC)

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-10-07 02:47 pm (UTC)(link)
Он вообще хорошо переработал. Например, "read any page with lots of words" в исходной инструкции выглядит нормально, а "make sure the page is full of words" в нашей - почему-то совершенно идиотски. Так и представляю себе шляпу волшебника из "Муми-троллей", в которую положили словарь, и слова стали расползаться из неё, как тараканы: