nu57: (Default)
nu57 ([personal profile] nu57) wrote2012-04-24 08:05 am

"Для сего предлагаются здесь правила к возбуждению страстей..."

У нас замечательная школа, правда. Дочка в шестом классе проходит теорию вероятностей, древнюю историю, виды метафор и риторику. И тем не менее иногда эта школа меня удивляет. Вот вчера им задали выучить наизусть стихотворение. Стихотворение должно удовлетворять следующим требованиям (за нарушение каждого снимают баллы):
- оно должно быть из книги, взятой только в школьной библиотеке;
- книга должна быть не менее 180-и страниц (Шекспир со своими ста пятьюдесятью четырьмя сонетами пролетает);
- в каждой строчке стихотворения должно быть не менее трёх слов (Маяковский тоже - впрочем, так ему и надо, нечего было писать лесенкой в расчёте на бо́льшую построчную плату:));
- в стихотворении должно быть не менее 16-и строчек (при этом говорится, что жанр может быть любым, "хоть лимерик, хоть сонет", - как будто не знают, сколько строчек в лимерике или классическом сонете);
- но и не больше 20-и. За каждую лишнюю выученную строчку тоже будут снимать баллы (этот пункт меня особенно поразил). Впрочем, если ребёнку особенно понравилось более длинное стихотворение, он может по своему усмотрению выкинуть из него все строчки сверх двадцати (это ж не песня, из которой "не выкинешь"!) и выучить остальное.

Я понимаю, это устроено для того,  чтобы судить одинаково, fair play, чтобы никто не мог смухлевать. Чтобы не получилось, как когда-то в моей школе. Нам тогда задали выучить любое стихотворение Есенина, и один мой одноклассник - ныне известный брокер, а тогда известный двоечник - вызывающе прочёл выученные им четыре строчки из "Иорданской голубицы", вот такие:
                    Небо — как колокол,
                    Месяц — язык,
                    Мать моя — родина,
                    Я — большевик.
Прочитал с выражением, с ударением, где надо.
И учительница - между прочим, не очень умная дама, - не сняла ему баллы, а поставила пятёрку, с формулировкой: "За то, что потрудился найти строчки по своему вкусу"Всевидящее Око.

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2012-04-24 04:23 pm (UTC)(link)
Когда в 9-м классе нужно было выучить наизусть стихотворение Блока, я прочитал стихотворение про зайчика (в котором "хмурая, дождливая наступила осень"). Практикантка попросила принести сборник Блока, в котором оно было бы напечатано.

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-04-24 11:06 pm (UTC)(link)
А что, она не знала, что у Блока есть детские стихи? Мне, правда, казалось, что там какой-то заупокойный смысл в стиле Оскар-Уайльдовских детских сказок, и что "на сырой ложбинке прежде глазки тешили белые цветочки" точно значит, что теперь-то эти глазки в могилке. У него еще детская сказка "О петухе и старушке" есть с таким же чёрным юмором.
i_eron: (Default)

[personal profile] i_eron 2012-04-24 05:04 pm (UTC)(link)
Может, там кто-то просто имел в виду своё любимое стихотворение. Одно. Но подумал, что нельзя навязывать детям конкретное.

Это как законы в демократической стране, где дискриминация и непотизм невозможны, но иногда очень хочется. Вот и пишут закон, с поправками и уточнениями. Бедным семьям полагается помощь в миллион-миллиард. Таким, где работает не больше одного человека. Но и не меньше. А детей там - 8. И жилая площадь - такая-то, не помогать же тем, кому и так комфортно или наоборот, антисанитарным. И они спасают нас от потепления - у них электромобиль. Белый.

Кстати, Шекспир не подходит сразу по двум параметрам, зато Пушкин - легко. Но Пушкина, небось, прищучили тем, что его в их библиотеке нет. Забавно, кстати, как многие его вещи не подходят - слишком длинные, слишком короткие, или там строчка из всего двух слов ("пробирается луна").

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-04-25 01:43 am (UTC)(link)
У меня тоже первая мысль была, что это они хотят обиняками навести на определённое стихотворение. И, в отличие от тебя, я стала думать, не какие стихи не подходят, а какие, наоборот, подходят. Барков, например, почти весь подходит. Или их любимый Эдгар По, такая не вполне целомудренная песенка.

Кстати, запрет на короткие строчки таки способствует пуританскому отсеву: многие эротические стихи отрывисты (может, потому, что пишутся в ритме секса, как у Умберто Эко?), вроде этого Гертруды Стайн или этого Эмили Дикинсон.
Edited 2012-04-25 02:03 (UTC)
i_eron: (Default)

[personal profile] i_eron 2012-04-25 04:17 am (UTC)(link)
Ха, так это гораздо труднее - искать какие подходят. Да и зачем, пусть этим дети занимаются.

Какая гадость эта твоя Гертруда Стайн и мерзопакостный модернизм вообще. Омерзизм. А Эмили Дикинсон наоборот - не поверишь, как раз сегодня слушал одно её стихотворение, удачное.

А про Баркова я вообще не знал. Это вот этот, что ли (кроме него Вики всё каких-то героев СС и хоккеистов-генерал-майоров предлагает)? Ничего себе, подходят. Даже странно, что в советской школе этого не проходили.
Edited 2012-04-25 04:24 (UTC)

[identity profile] utnapishti.livejournal.com 2012-04-25 06:52 am (UTC)(link)
На всякий случай: большинство людей знают Баркова как автора матерщинной поэмы "Лука Мудищев". На самом деле она ему только приписана, что становится очевидно, если сравнить язык, которым она написана, и его годы жизни.



Однажды в ЖЖ одна моя знакомая попросила процитировать "любимое четверостишие". Я написал такой комментарий:

==========
Муж спрашивал жены, какое делать дело:
"Нам ужинать сперва иль еться зачинать?"
Жена ему на то: "Ты сам изволь избрать,
Но суп ещё кипит, жаркое не поспело".

ИСБ
==========

В ответ получил комментарий: "Иоганн Себастьян Бах???"



На самом деле, это четверостишие - перевод с французского. Здесь я писал о безуспешных попытках найти оригинал.
i_eron: (Default)

[personal profile] i_eron 2012-04-25 05:13 pm (UTC)(link)
>большинство людей знают Баркова

Да, а я вот не знал, стыдно. Но я прочитал вчера его вики-биографию и несколько страниц его @#$%@ стихов, и эту "поэму" тоже. Действительно, удивился современности языка. Но я в растерянности: хорошо, поэма - не его, но ведь и настоящие его стихи звучат довольно современно? Вики говорит, что "в его стиле" после него много писали. Помню, в школе одноклассник рассказывал куски из подобного переложения Евгения Онегина.

Про Баха очень смешно. Они почти современники, а эмоционально как будто с разных планет.

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-04-25 01:55 am (UTC)(link)
Да, а что за белый электромобиль?
i_eron: (Default)

[personal profile] i_eron 2012-04-25 04:21 am (UTC)(link)
Атрибут вымышленного племянника. Я просто представил себя в роли секретаря из министерства, который за кадром пишет законопроект своему пустоголовому боссу-министру. Как бы так устроить, чтобы государственный миллион-миллиард достался моему любимому племяннику, а имени его в законе не называть?

[identity profile] julia-o.livejournal.com 2012-04-24 07:31 pm (UTC)(link)
Дело тогда к экзаменам приближалось... надо нам было выучить 3 стиха Маяковского... к экзаменам стало быть... поскольку на экзаменах билет мог достаться про Маяковского... Я так помню, что одноклассника этого вызвали, он торжественно вышел и прочел вышеупомянутый стих... мы посмеялись... учительница, которую действительно никто особо не любил, спросила, что, мол, стих замечательный, но что еще он знает... он еще раз прочел стих... вышеупомянутый... Я помню, что мне как-то неудобно было слушать, поскольку, было известно, что нужно было выучить три стиха... но с другой стороны, если ученик не хочет, то как бы это его право... Не помню чем кончилось... у меня нет уверенности, что она ему пятерку поставила...
Я не думаю, что что бы судить одинаково... ты себе представить не можешь, какие стихи дети с удовольствием учат...

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-04-24 10:45 pm (UTC)(link)
Эту историю (с Маяковским) я не помню.

Ну и что, что "какие с удовольствием"? Во-первых, по-моему, пусть их, а, во-вторых, - не понимаю, как с этими ужасными стихами, которые они учат с удовольствием, бороться ограничением числа строчек, слов и места выдачи. Что, у нас дома на полках стоят скабрезные стихи длиной 30 строчек? Хотя да, это стоит, правда, в оригинальном варианте (не могла удержаться дать ссылку, оно гениально:)

[identity profile] julia-o.livejournal.com 2012-04-25 12:40 am (UTC)(link)
Место выдачи гарантирует, что в школе можно прочесть вслух... Больше/меньше, что ребенок не будет читать20 мин или не с жульничает... К тому же, ребенок должен все это делать сам... не то, что там родители считают, а сам искать... и рекомендации для детей, а не для родителей...
Школу зась как бы хорошие... можно ребенка отдать без языка и не бояться, что вернут в невменяемом состоянии... но они не нацелены, что бы подготовить детей в Harvard... мой опыт показывает, что они особо не мешают... но...

Почему то я помню, как он читал эти стихи много раз... и я точно помню, что надо было учить Маяковского... но может это у меня от ужаса перед Маяковским все перепуталось...

[identity profile] nu57.livejournal.com 2012-04-25 12:52 am (UTC)(link)
Если мы об одном и том же случае, так он точно читал Есенина, именно это четверостишие. Но, может, был другой случай с Маяковским:)

У Есенина, кстати, по-настоящему матерные стихи отыскать не проблема, как и у Маяковского. Виртуозность состояла в том, чтобы как бы не матерные, а вполне приличные и политически правильные стихи звучали, как мат, и придраться при этом было не к чему.

Впрочем, и политически правильные могли быть с матом. Мои любимые у Маяковского:
                    "Лежу
                    на чужой
                    жене,
                    потолок
                    прилипает
                    к жопе,
                    но мы не ропщем -
                    делаем коммунистов,
                    назло
                    буржуазной
                    Европе!"
и т.д., дальше больше.

Хм, вспомнила, что самые неприличные истории рассказывают девочки девочкам...

[identity profile] julia-o.livejournal.com 2012-04-25 03:58 pm (UTC)(link)
8))) Мне казалось, что они доводят какими-то опусами, про то какие их родители идиоты... или что-то в этом роде...
Если честно, то я не могу понять почему 180 страниц... Может сразу у учительницы спросить, что она хочет?