nu57: (book)
[personal profile] nu57
Влияние еврейской - идишской - культуры на блатной фольклор всем известно: евреев в криминальной среде было полно, и многие блатные песни сочинены евреями и включают идишский жаргон. Недавнее исследование, опубликованное известным британским славистом И. Беренбоймом, показало, однако, что еврейские корни блатных песен гораздо глубже; оказывается, песни эти происходят прямо от пасхальной Агады. В самом деле, что такое блатная песня? Это песня, воспевающая тяжёлый быт заключённых, людей, волею судьбы лишенных свободы; причём заключенные всегда показаны с положительной стороны и вызывают симпатию, а окружающие их свободные презрительно называются фраерами и являются основным источником бед (поэтому-то часто подчёркивают, что Бог не фрайер). Ну а главные враги свободы - ясное дело, фараоны. Может ли быть более очевидное доказательство, спрашивает Беренбойм?

Основная черта блатной песни — повествовательность, как в балладах и былинах. Именно эту цель - подробное повествование о событиях - преследует и Агада. Другая особенность - повторы и хождение по кругу:
                Есть в саду ресторанчик отличный -
                Скучно, грустно там Лельке одной.
                Подошел к ней парнек симпатичный,
                В кепке набок и зуб золотой.
                "Разрешите, гражданка почтенная,
                Одинокий нарушить покой..."
                И придвинулся ближе к ней парень
                В кепке набок и зуб золотой.
                А наутро начальник Угрозыска
                Отдает ей приказ боевой:
                "Кончить парня в семнадцатой камере,
                В кепке набок и зуб золотой..." ит.д..
Не это ли мы видим и в Агаде - и в самом повторении одной и той же истории на протяжении двух тысяч лет, и во всех пасхальных песнях, от "Увхен ва-йиhи ба-хаци ha-лайла" ("это было во вторьник в полночь") до "Эхад ми йодеа?":
                Ты много чудес сделал ночью: именно в эту ночь, "ночь охранения";
                Аврааму, праведному геру, дал Ты победу ночью
                                                                               - и это было в полночь.
                Ты судил Авимелеха, царя Герара, во сне ночном;
                и пригрозил арамеяни-ну Лавану во мраке ночи; и боролся Израиль с ангелом и победил его ночью
                                                                               - и это было в полночь.
                Первенцев Патроса Ты поразил в полночь; сил своих они не досчитались, когда проснулись ночью;
                набег Сисры, князя Харошета, Ты смял звездами ночи
                                                                               - и это было в полночь.
                Санхерив хотел захватить Святой Город, но в трупы его армия превратилась ночью;
                Идол Бела и его пьедестал пали тьмою ночи; Даниэлю открылось тайное видение ночью
                                                                               - и это было в полночь...

Важную роль в блатных песнях занимают темы возмездия и порядка (в лице его представителей). Эти же темы являются ключевыми и в Агаде: начиная с египетских казней и кончая в 16-ом веке вошедшей в пасхальную традицию песенкой Хад Гадья, всё повествует о неизбежности возмездия. Что же касается порядка, тут и сомнений нет: недаром вся процедура празднования Песаха называется Седер, порядок; некоторые даже имеют наглость утверждать, что это единственная ночь в году, когда евреи соблюдают порядок.

Про песню Хад Гадья Беренбойм говорит особо. Дело в том, что это первое стихотворение в мире, написанное и отпечатанное с одной определённой целью: развлечь детей. До той поры ни в одной стране, ни на одном языке не было стихотворных текстов развлекательного, а не поучительно-назидательного свойства - они появились в Европе только сто лет спустя. Традицию говорить о горьком в форме развлекательных песен блатной фольклор тоже унаследовал оттуда.

На 40 лет блуждания по пустыне и дарование Закона на горе Синай намекает, по утверждению Беренбойма, такая песня:
                А там пошло и всё с горы, как говорится,
                И стал евреем он в законе, ламца-дрица.
                Его приметили и по татуировкам
                Поволокли по 40-а командировкам...

Как и в Агаде, в блатных песнях придирчиво задают четвёрки вопросов, ответы на которые всем известны. "Мурка, в чём же дело? Что ж ты не имела? Разве я тебя не одевал? Кольца и браслеты, юбки и жакеты разве я тебе не добывал?" Ибо сказано:
                Таганка - все ночи, полные огня.
                Так чем же -
                Ночь отличается от прочих для меня?..

Характерно, что блатные песни давно уже исполняются людьми, не имеющими собственного опыта пребывания в местах лишения свободы (Аркадий Северный, да и Высоцкий с Розенбаумом) - но исполняются так, как будто всё происходило с ними самими. "В каждом поколении мы выходим из Египта", - основной мотив и пасхального Седера. "Не только отцов наших освободил Всевышний, но также и нас вместе с ними, как сказано (Второзаконие, 6:23): "И нас вывел Он оттуда, чтобы привести нас и дать нам Землю, о которой клялся Он отцам нашим".

Достоевский, в "Записках из мёртвого дома" процитировавший много образцов блатного фольклора, первыми приводит песни, явно свидетельствующие о связи с пасхальной историей:
                Свет небесный воссияет,
                Фараонов бог побьёт, —
                Нам он море отворяет,
                А потом его сомкнёт.
                Нас не видно за стенами,
                Каково мы здесь живем;
                Бог, творец небесный, с нами,
                Мы и здесь не пропадем.
А отчаянье Моисея, которому Б-г сообщил век воли не видать, что он никогда не увидит Святой Земли, прорывается в другой песне, приведенной у Достоевского: "Не увидит взор мой той страны..." Узнав об этом, Моисей, как известно, взошёл на гору Синай, посмотрел на простиравшуюся перед ним Землю Обетованную, и грустно повторил обещание Бога: "И посмотрит, и будет умерщвлён". Что на иврите звучит так: "Ве йябит ве йумат..."Всевидящее Око
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

nu57: (Default)
nu57

April 2017

S M T W T F S
      1
23 45678
9 101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2017 01:56 pm
Powered by Dreamwidth Studios