nu57: (book)
[personal profile] nu57
Одно из самых известных - и смешных - описаний андрогинности содержится в "Пире" Платона, в речи Аристофана (на которого "то ли от пресыщения, то ли от чего другого как раз напала икота", так что он вынужден был уступить свою очередь Эриксимаху, пока не перестанет икать, и лишь после него продолжил):

"Когда-то наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, - мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, - андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского. Кроме того, тело у всех было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две, а прочее можно представить себе по всему, что уже сказано. Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост, - так же как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед... Что же касается шаровидности этих существ и их кругового передвижения, то и тут сказывалось сходство с их прародителями. Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов... это они пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов...

... И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними, и не знали, как быть: убить их, поразив род людской громом, как когда-то гигантов, - тогда боги лишатся почестей и приношений от людей; но и мириться с таким бесчинством тоже нельзя было. Наконец Зевс, насилу кое-что придумав, говорит:
- Кажется, я нашел способ сохранить людей, и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам, и тогда они, во-первых, станут слабее, а во-вторых, полезней для нас, потому что число их увеличится. И ходить они будут прямо, на двух ногах. А если они и после этого не угомонятся и начнут буйствовать, я, сказал он, рассеку их пополам снова, и они запрыгают у меня на одной ножке.

Сказав это, он стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины или как режут яйцо волоском. И каждому, кого он разрезал, Аполлон, по приказу Зевса, должен был повернуть в сторону разреза лицо и половину шеи, чтобы, глядя на свое увечье, человек становился скромней, а все остальное велено было залечить. И Аполлон поворачивал лица и, стянув отовсюду кожу, как стягивают мешок, к одному месту, именуемому теперь животом, завязывал получавшееся посреди живота отверстие - оно и носит ныне название пупка. Разгладив складки и придав груди четкие очертания, - для этого ему служило орудие вроде того, каким сапожники сглаживают на колодке складки кожи, - возле пупка и на животе Аполлон оставлял немного морщин, на память о прежнем состоянии. И вот когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь... Так они и погибали. Тут Зевс, пожалев их, придумывает другое устройство: он переставляет вперёд срамные их части, которые до того были у них обращены в ту же стороны, что прежде лицо, так что семя они изливали не друг в друга, а в землю, как цикады. Переместил же он их срамные части, установив тем самым оплодотворение женщин мужчинами, для того чтобы при совокуплении мужчины с женщиной рождались дети и продолжался род, а когда мужчина сойдется с мужчиной - достигалось все же удовлетворение от соития, после чего они могли бы передохнуть, взяться за дела и позаботиться о других своих нуждах. Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу.

Итак, каждый из нас половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Мужчины, представляющие собой одну из частей того двуполого прежде существа, которое называлось андрогином, охочи до женщин, и блудодеи в большинстве своем принадлежат именно к этой породе, а женщины такого происхождения падки до мужчин и распутны. Женщины же, представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому: уже в детстве, будучи дольками существа мужского пола, они любят мужчин, и им нравится лежать и обниматься с мужчинами. Это самые лучшие из мальчиков и из юношей, ибо они от природы самые мужественные. Некоторые, правда, называют их бесстыдными, но это заблуждение: ведут они себя так не по своему бесстыдству, а по своей смелости, мужественности и храбрости, из пристрастия к собственному подобию. Тому есть убедительное доказательство: в зрелые годы только такие мужчины обращаются к государственной деятельности. Возмужав, они любят мальчиков, и у них нет природной склонности к деторождению и браку; к тому и другому их принуждает обычай, а сами они вполне довольствовались бы сожительством друг с другом без жён. Питая всегда пристрастие к родственному, такой человек непременно становится любителем юношей и другом влюбленных в него."

Понятно, какие из этого следуют очевидные толкования про поиск своей половинки, и всякие смешные выводы про угрозу прыгать на одной ножке, если и дальше будем бунтовать (кстати), про быстроту передвижения колесом о четырёх ногах (как в загадке "утром на четырёх, днём на двух, вечером на трёх" - а я ещё помню, как мои научившиеся ходить дети, когда им нужно было быстро, вставали на четвереньки), и про бедного Зевса, насилу что-то придумавшего, и про смерть от голода и бездействия, "потому что не могли больше ни о чём думать", и про то, доволен ли был Гермафродит-Салмакида результатом объединения (да, ибо он попросил богов осчастливливать его участью всех, кто искупается в источнике), и про забавное объяснение гомосексуальности и преимущества одного из её видов. Что мне тут непонятно - это топология. Если шарообразного андрогина разре́зали вдоль спины и повернули его голову - а потом и половые органы - в сторону разреза, то получается, что ходили они коленками назад. Даже пошагово иллюстрирующий историю Аристофана мультфильм ловко обходит этот странный момент (3:59). Так как это получилось? Наверняка есть принятое объяснение. Аристофан, конечно, шутник, и был пьян, но не настолько же?Всевидящее Око

      
   

Date: 2017-02-27 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] fish-n-lilies.livejournal.com
Он не только хорошенько наклюкался, но и порядочно наикался :)
Трудненько после этакого сконцентрироваться как следувает!

Но про политиков мне понравилось )))))

Date: 2017-02-27 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Насчёт "наклюкался" я не уверена - там написано, что они договорились "на сегодняшнем пиру допьяна не напиваться, а пить просто так, для своего удовольствия".

Date: 2017-02-27 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] fish-n-lilies.livejournal.com
Так это и есть "наклюкаться" )) Чуть-чуть перебрать от нормы своего удовольствия!

Date: 2017-02-27 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Да, мне тоже самым интересным в этой речи показалась эта деталь устройства греческого общества: "Тому есть убедительное доказательство: в зрелые годы только такие мужчины обращаются к государственной деятельности".

Date: 2017-02-27 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
А мне - устройства греческого человека:)

Там ещё в речи Павсания говорится, что настоящая любовь - это к тем, кто умнее, и что только "ничтожные люди выбирают тех, кто поглупее" (а умнее, мол, мужчины). Ну и это, в общем, более или менее известная вещь, что брак и особенно дети отвлекают от государственной деятельности :)

Date: 2017-02-27 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] fish-n-lilies.livejournal.com
Тут парадокс. С одной стороны, конечно, хочется любить кого поумнее, а с другой стороны, конечно, тянет к тем, кто помоложе...

Date: 2017-02-27 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Подумаешь. Многие в молодости умнее, а от старости глупеют.

Date: 2017-02-27 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] fish-n-lilies.livejournal.com
Многие, независимо от возраста, до кажутся гораздо умнее...

Те многие, что вы упомянули, в молодости гораздо умнее себя в старости, а не того философа, который хочет сразу все в одном флаконе. А потом в итоге предпочитает молодость, как бы грустно это ни звучало.

Date: 2017-02-28 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] zlyuk.livejournal.com
тут забавная асимметрия, выглядящаю странно для совр. прогрессивного человечества. у греков объект и субъект любви несимметричны, и отношения подразумевают дисбаланс сил. нельзя же чтоб каждый из партнёров любил того кто умнее его. а если мы считаем что "быть умнее" - отношение транзитивное (мне кажется, греки согласны), то вообще никаких замкнутых любовных многоугольников не получим

Date: 2017-02-28 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Да, дисбаланс очень сильный, и направленность прямо декларируется, хотя дело и не в уме: Федр, например, говорит, что "любящий божественнее любимого" (и для этого есть разные слова: любящий - erastes, любимый - eromenos), и поэтому "боги больше восхищаются, и дивятся, и благодетельствуют в том случае, когда любимый предан влюбленному, чем когда влюбленный предан предмету своей любви" (дивятся - потому что это парадоксально, неожиданно, когда менее духовный любит более духовного; а у влюблнного работа такая - любить, чем тут восхищаться?). Эти отношения немного напоминают такую ласковую дедовщину - старший товарищ учит, защищает, любит и является ролевой моделью для младшего, который в обмен ему предан, а если еще и любит - значит, повезло:)

Но "замкнутые многоугольники" - а именно, двуугольники:) - при этом вполне были. Просто основанием служила необязательно любовь-морковь, а, например, этот бартер.

А про транзитивность есть в речи Сократа (про которого, кстати, ехидно говорится, что его впервые увидели прилично одетым и только поэтому поняли, что он идёт в гости:) "Вот каким путем нужно идти в любви - самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это - прекрасное."
Edited Date: 2017-02-28 08:34 am (UTC)

Date: 2017-02-27 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] fish-n-lilies.livejournal.com
Другим мужчинам, наверное, и в семье хватало скандалов, интриг, расследований...

Date: 2017-02-27 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] fish-n-lilies.livejournal.com
Ну видите же, чем это отличается. Сказал - умер.
А не платил за сказанное репарации в неоговоренном объеме всю оставшуюся жизнь...

Date: 2017-02-27 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Знаю, знаю. Пацан сказал - пацан сделал. Собственно, вот.
Edited Date: 2017-02-27 04:44 pm (UTC)

Date: 2017-02-27 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Но вообще - про жестокость и мстительность греческих богов, конечно, давно известно, но это уж какая-то совсем изощренная пытка - так устроить половые органы, чтобы люди, обнимаясь, "сплетаясь" и целуясь, не могли совокупляться.

Date: 2017-02-28 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] zlyuk.livejournal.com
они случайно. потом же исправили ошибку. вот в чём назидательное отличие языческих богов от наших - мх не парит признавать свои ошибки

Date: 2017-02-28 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Ну, они просто чувствуют себя на равных с людьми, поэтому и "не парит". Но на равных - не обязательно хорошо; ведут они себя не просто как люди, а как худшие из них - склочные, как соседи на кухне, мстительные, обидчивые, завистливые и безжалостные. Тут вот Зевс не то чтобы свою ошибку исправил, а сначала напакостил для своей выгоды - чтоб люди были вдвое слабее, и чтоб больше народу его почитало, а если что, еще и четвертовать пригрозил. Потом - "а, ничего не получилось" - ну ладно, не парит бросить скальпель и признать, что не получилось, и велеть переделать.

Я бы предпочла, если уж он боженька, так чтоб был как наш - умел что-то получше и вызывал доверие. А на равных с уважаемыми им и наш умел - вон, Авраам его чуть за полы плаща не дёргал, когда торговался о числе праведников в Содоме и Гоморре. А наш-то, наш-то - слушал и соглашался.
Edited Date: 2017-02-28 08:49 am (UTC)

Date: 2017-02-27 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] vvagr.livejournal.com
Если стягивать достаточно сильно, то ноги и руки как раз перейдут на строну разреза с правильным положением коленей и локтей.

Date: 2017-02-27 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Это была моя первая мысль, но, по-моему, положение коленей и локтей будет неправильное - это ж не стянуть, а вывихнуть надо. И ходить после этого как-то не очень. Да и сплетаться.

Date: 2017-02-28 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] k-to-k.livejournal.com
Про разрезы и стягивания не скажу -- не знаю, может он перепутал пупок с каким другим местом. :) А вот про обращение к государственной деятельности -- очень тонкое наблюдение, на самом деле. Когда-то доводилось мне наткнуться не совсем на статистику, но описание случаев разводов по причине "охладевания" мужа к жене, по ее выходу из детородного возраста, и упрямого "отсуживания" у супруги детей мужем. В числе прочего, удивленными женами часто упоминались такие, казалось бы "не предвещавшие" качества бывшего, как домовитость, приверженность родственным связям, забота о ближних... :) Однако, выходило, что жена, переставая в этой "родственной" связи участвовать, лишалась какого бы то ни было статуса в глазах супруга и изгонялась под разными предлогами. :) А Аристофан-то, оказывается, весьма и весьма наблюдателен.

Date: 2017-02-28 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Мне кажется, говоря о "пристрастии к родственному", Аристофан не имел в виду родственные связи и домовитость - "родственное" тут в смысле "такое же", "подобное" (а иные родственники гораздо менее подобны нам, чем друзья, жёны и прочие зверюшки). Я согласна, что такой мотив существует, что для мужчин с возрастом часто становится важно чувство клана, ощущение себя главой семьи, и, конечно, если жена этот - как и любой другой важный - интерес мужа не разделяет, ему обидно. Но Аристофан, по-моему, о другом.
Edited Date: 2017-02-28 07:07 am (UTC)

Date: 2017-03-18 02:55 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
А вот и еврейский вариант про вторую половинку. "Благочестивый, субботний" :)

"Чудесная история приводится в сборнике "Еврейские народные сказки" ("Симпозиум", С.-Петербург, 1999).
Благодаря этой истории проясняются, наконец, таинственные характеристики "второй души", которая, как известно, вселяется в каждого еврея на шаббат, а у больших цадиков функционирует и в будни.
Два хасида поспорили, какого пола вторая, дополнительная душа цадика, вселяющаяся в него на субботу. Решили спрятаться у цадика под окном на исходе субботы, чтобы подкараулить, кто же улетит от цадика. Пролежали они так всю ночь, но никто не выходил. Наконец, под утро вдруг открылось окно, оттуда выглянул ребе, и они услышали, как он сказал, обращаясь к кому-то по-русски:
- Иди, душенька, уже пропел петух, на улице никого нет.
Тогда оба хасида поняли, что вторая душа ребе – несомненно, женского пола."
Edited Date: 2017-03-18 02:56 am (UTC)

Profile

nu57: (Default)
nu57

April 2017

S M T W T F S
      1
23 45678
9 101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2017 09:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios